serpentinkaa (serpentinkaa) wrote,
serpentinkaa
serpentinkaa

Category:

Хроники ползучей пазификации на примере 90 маршрута г. Воронежа


Чисто техническое решение одного из крупнейших воронежских перевозчиков - Транспортной компании "Автолайн+" выпустить на явно пустующие графики 90го маршрута ПАЗики произвела нешуточную волну народных мнений и оценок. Суть проблемы проста: по условиям конкурса, проведенного в 2015 году, на маршруте № 90 ежедневно должно работать 37 автобусов. Что характерно - на момент проведения конкурса за маршрутом было закреплено 45 автобусов и никто не видел в этом ни малейшей проблемы. Ну разве что кроме МОО "Город и транспорт".

Когда "Автолайн" в далеком 2008 году приобрел маршрут, на него ежедневно выходило 56 автобусов, а общее количество машин было чуть за 60. Практически все автобусы были европейского производства, большинству в тот момент перевалило за 25 лет. Однако предыдущий перевозчик - ЗАО "Интранс" поддерживал технику в отличном состоянии и четко заставлял водителей соблюдать расписание движения. Совершенный и исправный механизм попал в распоряжение "Автолайна". Жизнь била ключом, автобусы везли немаленький план. Когда ближе к 2012 году начал намечаться небольшой "падеж" неновых в общем-то автобусов это не было проблемой - видавших виды "шведов" и "немцев" в городе было пруд пруди, а попасть работать на 90й было для многих скорее даже несбыточной мечтой, чем перспективой.

На форуме общественного транспорта периодически начинались разговоры о необходимости замены автобусов на новые, но все это наталкивалось на стену хохота "практиков" - volvo комфортнее и от добра добра не ищут. К конкурсам 2015 года "Автолайн" уже подходил с набором автобусов, многие из которых уже сильно просились на пенсию. Но - пока хватало. К 2016 году, когда публично был взят "курс на обновление" Автолайн имел 43 машины для 90го, причем собранных по всем сусекам. На встрече с мэром Дмитрий Крутских - владелец "Автолайна" пообещал покупку 10 новых автобусов БВ.

Слово свое он сдержал. 8 новых машин увидел 90й, 3 - 64й маршруты. Однако даже с великолепной восьмеркой МАЗов машин стало НЕ ХВАТАТЬ для того, чтобы закрыть все 37 графиков. К январю 2017 количество машин на линии на некогда самом популярном в городе маршруте упало до 25, хотя закреплено за маршрутом было примерно 40 автобусов. Время стоянок на конечных сократилось до нуля, интервалы выросли чуть ли не в два раза.

Казалось бы - нет проблем, МАЗ готов произвести любое количество новых машин для Воронежа. Однако упрямая кризисная экономика диктовала свои порядки цен: лизинг нового МАЗа стоит примерно 200 тысяч в месяц, а собрать выручки он может только около 180 тыс. Восемь машин, которые уже вышли на 90й, создают неполученную прибыль как минимум в размере 1 миллиона 200 тыс. в месяц, а по слухам еще и причиняют прямые убытки, покрывать которые приходится из выручки других автобусов. Ну 8 автобусов - это еще терпимо, а если загнать на маршрут еще 8 например? Из прибыльного предприятия маршрут станет богадельней.

Из ситуации надо как-то выкручиваться. ПАЗ Вектор стоит порядка 3 млн. рублей, его лизинг не столь накладен, а с учетом того, что машина новая и два года будет на гарантии производителя (это означает, что теоретически она не должна сильно сыпаться), то способна будет привезти даже некоторую прибыль. Отсюда мысль - а что если находящиеся при смерти большегрузы разбавить ПАЗиками, чтобы хотя бы закрыть выпуск?

Ситуативно - очень хорошее решение, тактически верное. Как всегда на Руси - в угоду тактике гробим стратегию. Автолайн может притащить еще примерно 10 пазиков и на год - на полтора действительно закроет выпуск на 90м. Потом начнут умирать оставшиеся "шведы". Не надо забывать, что даже ПАЗ Вектор - это что-то типа пломбы. Пока дырка небольшая - сойдет. Если в какой-то момент автобусы среднего класса станут составлять более половины выпуска - выручка маршрута начнет резко деградировать, потому что межпиковые потоки будут приносить те же деньги, а вот самые жирные куски часов пик ПАЗики неизбежно потеряют вследствие заведомо недостаточной вместимости. Их "доедят" 5А, 79, 11 и многие другие собратья-конкуренты. Нарастить же количество кругов на маршруте длиной около 65 километров не получится, увеличить радикально количество ПАЗиков - тоже: большой табор мелочи получит меньше пассажиров в злосчастные "межпиковые часы". Таким образом, ПАЗики рано или поздно просто "убьют" 90й.

Есть ли выход? Как минимум несколько. Во-первых, это пожертвовать сиюминутной выгодой и начать болезненное и ежегодное реальное обновление больших автобусов и принять ситуацию, что маршрут на 4-5 лет превратится в социальный и бесприбыльный. В 2017 году - восемь новых машин, потом каждый год по 4-5. С ростом тарифа постепенно получится выйти из ямы и начать получать небольшую прибыль. Есть и другие варианты, но их надо применять не только на 90м маршруте, а в целом по всей системе. Самое главное - это уяснить, что все сегодняшние проблемы с маршрутом № 90 - родом из 2008 - 2013 годов, когда всем казалось, что еврохлам вечен. Обновление автобусов - это не титанический подвиг, как преподносит нам Управление транспорта, а ежегодная и плановая работа, которую нельзя прерывать ни в кризис ни в годы нефтеизобилия. А пока у нас кризис, можно попытаться аккуратно заменить большие автобусы на средние. Вопрос только в том, что дурная бесконечность временных мер будет затягивать перевозчиков в воронку падения выручки, а пассажиров - вынуждать голосовать рублем против общественного транспорта.

За прекрасные фото - отдельное спасибо Алексею Лаушкину, лучшему транспортному фотографу Воронежа!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments